Бонус красоты: как внешность влияет на карьеру и оценки коллег

15.07.2025, 22:00 , Лейсан Садыкова

Учёные доказали, что внешняя привлекательность влияет на восприятие человека, в том числе на его компетентность и дружелюбие, даже если на самом деле это не соответствует действительности. Исследования, проведенные выпускницей докторантуры Университета Миссисипи Голдар Ленджу Чефор и профессором маркетинга Университета Иллинойса Эллисом Чефором, показали, что внешность играет важную роль в оценке качества обслуживания и воспринимаемой компетентности.

Исследователи проанализировали данные множества предыдущих работ и пришли к выводу, что привлекательных людей часто наделяют положительными характеристиками, такими как дружелюбие и доверие. Но, что интересно, «бонус красоты» больше влияет на восприятие мужчин, чем женщин. Хотя это не связано с реальными навыками, внешность действительно влияет на то, как воспринимается человек в профессиональной среде.

Также ученые предположили, что искусственный интеллект может помочь снизить предвзятость, если будет оценивать только фактические результаты работы, а не основывать свои решения на внешности. Результаты опубликованы в издании Journal of Service Theory and Practice.

Эффект привлекательности можно наблюдать в разных сферах. Например, на собеседованиях красивые люди чаще получают работу, в суде привлекательных подсудимых судят мягче, а в некоторых исследованиях показано, что их зарплата часто выше.

Однако доказать дискриминацию по внешности трудно, поскольку это крайне субъективный критерий. Знание об этих предвзятых оценках помогает принимать более взвешенные решения, будь то наём сотрудников или оценка сервиса.

Для HR-менеджеров это означает необходимость учитывать бессознательные предубеждения при найме и разрабатывать объективные критерии оценки. Для брендов важно понимать, что «красивое лицо компании» может как помочь, так и навредить, особенно в случае жалоб клиентов. Разработчики ИИ должны минимизировать искажения, которые могут быть связаны с человеческими предвзятостями.

Исследование основывается на метаанализе, который объединяет данные множества работ для выявления общих закономерностей, но игнорирует контекст, который также может сильно влиять на восприятие, как, например, культурные различия или особенности конкретных отраслей.

Источник: Innovanews.