Смертоносные эпидемии, такие как чума, назывались "черной смертью" и потрясали воображение людей своей внезапностью и катастрофическими последствиями. Эти бедствия на протяжении веков поражали человечество, одно из самых разрушительных событий — эпидемия чумы, которая унесла тысячи жизней.
Чума упоминается в истории с древнейших времен. Хронология эпидемий, составленная А. Л. Чижевским, насчитывает 85 крупных чумных вспышек с 430 года до н. э. до конца XIX века. Одно из первых достоверных упоминаний о чуме было найдено в письменных источниках Эфеса, относящихся к I веку н. э.
В средневековой Европе чума воспринималась как божье наказание. Верующие старались бороться с эпидемиями религиозными ритуалами. На Востоке существовала традиция жертвоприношений в виде фигурок мышей, сделанных из золота, чтобы отвести чуму. В Европе католическая церковь объявляла посты и молитвы, а также прибегала к радикальным мерам, таким как сожжение ведьм, которых считали причиной эпидемий.
В это время также возрождались древние языческие традиции. Например, в деревнях крестьяне проводили обряд опахивания, создавая магический круг вокруг поселений, в который, по их верованиям, не могла проникнуть нечистая сила.
Первое упоминание о чуме в русских летописях относится к 1090 году. Моровые болезни чаще всего приходили в Русь через Западную Европу, с которой активно торговали Новгород и Псков. Чтобы отвести беду, новгородцы устраивали крестные ходы вокруг города, что напоминает обряд опахивания, распространенный среди европейских крестьян.
Особенность борьбы с эпидемиями в Новгороде заключалась в практике строительства особых храмов, называемых обетными или однодневными. Эти церкви возводились за один день и, по народным поверьям, защищали город от болезней. Считалось, что такие храмы, не успев оскверниться, становились защитниками, олицетворяя чистоту и святость.
Одним из ярких примеров является история строительства обетной церкви в Новгороде в 1508 году, во время эпидемии и пожара. Церковь была освящена в честь Похвалы Богоматери и считалась символом молитвы горожан о спасении.
С распространением традиции строительства однодневных храмов в XVI веке, процесс был укреплен в Новгороде, а позднее, в 1533 году, архиепископ Макарий благословил строительство еще одной такой церкви в честь святого апостола и евангелиста Марка.
Однако в XVI веке с укреплением власти Ивана IV в Новгороде появилась и новая традиция — строительство обетных храмов по указанию центральных властей. Это символизировало попытку Москвы контролировать и идеологически подчинить Новгород.
После того как в XVI веке продолжились войны, болезни и экономический кризис в Новгороде, традиция строительства однодневных храмов сошла на нет. Ситуация с эпидемиями стала решаться более жесткими мерами, например, указом Ивана IV — дома, где находились больные, заколачивались, а соседям было запрещено приближаться.
Таким образом, на протяжении столетий чума была воспринимаема как наказание Божье, и люди пытались бороться с ней с помощью религиозных ритуалов, древних обычаев и строительства обетных храмов, которые становились символами защиты и надежды для пострадавших от бедствий.
Источник: rodina-history.ru