Борьба за землю: школа «СОлНЦе» и КФУ не могут поделить участок в центре Казани

17.09.2025, 08:40 , Лейсан Садыкова

Проект центра робототехники оказался под угрозой

В Казани разгорелся спор между школой «СОлНЦе» и Казанским федеральным университетом из-за небольшого участка земли в самом центре города. Школа хочет построить на этом месте центр робототехники для учеников со всей республики, однако университет отказывается отдавать территорию, на которой сейчас находится парковка.

Как рассказал директор школы Павел Шмаков, история тянется с 2019 года. Тогда он обратился к главе Татарстана Рустаму Минниханову с предложением построить спортивный зал. Проект был одобрен, и изначально в здании планировали разместить бассейн. Однако позже концепцию изменили — в 2024 году, после встречи Шмакова с вице-премьером Дмитрием Чернышенко, было решено создать современный центр робототехники для учеников среднего звена, пишет "Бизнес онлайн".

Федеральные власти идею поддержали. На её реализацию потребуется от 200 до 300 миллионов рублей. Сейчас разработан новый проект, но строительство затормозилось — участок в 929 квадратных метров продолжает использовать КФУ как стоянку на 37 мест. В университете не намерены передавать территорию и настаивают, что земля находится в федеральной собственности и предоставлена вузу на бессрочной основе.

В школе «СОлНЦе» считают, что республика теряет шанс стать лидером в образовательной робототехнике. Технологический кружок, работающий при школе под брендом MakerLab, уже дал результаты — воспитанники недавно завоевали бронзу на мировом чемпионате в Южной Корее. Однако, по словам Шмакова, тренеры могут покинуть регион, если проект не получит продолжения.

Педагоги и тренеры настаивают: центр должен стать ресурсной площадкой для всех робототехнических кружков Татарстана. Здесь планируют проводить сборы, приглашать экспертов, создавать учебные материалы и помогать в подготовке к олимпиадам. По словам одного из наставников, Александр Четвергов, задача центра — не конкурировать с другими школами, а помогать им.

Руководство школы планирует вновь обратиться к руководству республики в надежде, что спор удастся разрешить. Пока же реализация проекта остается под вопросом, а вместе с ней и возможность для Татарстана укрепить позиции в сфере образовательных технологий.