"Хотелось бы больше такого": российский режиссер о состоянии фестивального кино в России

26.11.2024, 09:10 , Даниил Мурзов

Портал KazanOnline24 взял интервью у российского режиссёра Андрея Волчкова, который рассказал о своём опыте участия в фестивальном кино России.

Волчков совершил дебют со своей полнометражной картиной "Хворь", снятой в формате фолк-хоррора. Однако первой своей работой, которую он презентовал широкой публике, является короткометражный фильм "В память", о премьере которого писали самарские коллеги. Обе премьеры состоялись в рамках фестиваля "Сделано здесь".

Андрей Волчков создал множество короткометражных работ, и для продвижения своих картин отправлял их на десятки российских фестивалей. Имея опыт контакта с фестивальным кино России, он согласился поделиться своими впечатлениями:

В процессе поиска фестиваля, в котором хотел поучаствовать со своим полнометражным фильмом в жанре психологический фолк-хоррор, столкнулся с тем, что в России узконаправленных и подходящих фестивалей почти нет. Ведь тут сразу видно, что это кино независимое, люди создают фильмы, проходя свою собственную киношколу, это фильмы, которые создаются из любви к киноискусству, не подкрепленные коммерцией, а на энтузиазме молодых и целеустремленных, горящих идеей создать что-то новое, кинематографистов.

Режиссёр столкнулся с рядом затруднений во время участия в российских фестивалях:

Однако в нынешних реалиях современные фестивали ограничивают возможность таким людям раскрыться и показать миру свое творчество, которое создано не по шаблону. Что, конечно, огорчает, так как подобных незаметных фильмов хватает, и авторы распространяют свои фильмы как могут,
своими силами через интернет на зарубежных сайтах, где есть широкий выбор тематических и жанровых фестивалей в любой категории. Так как многие отечественные фестивали закрытые или имеют малую огласку.

Еще один из минусов фестивалей — это то, что за участие необходимо вносить денежный взнос (откуда у инди-киношников лишние деньги на это, когда все деньги уходят на создание фильмов), и нет гарантии, что твою работу покажут на нём и оценят по достоинству. Участникам дают «значок на постер» и всё, никакой отдачи и поддержки от организаторов этих фестивалей.

Андрей Волчков также прокомментировал формат фестиваля, на котором ему удалось презентовать собственный фильм:

Хочется побольше таких бесплатных фестивалей в нашей стране, как «Сделано здесь — фестиваль самарского кино», в которых кинематографисты со всей области могут приехать и показать свои фильмы на большом экране в старинном кинотеатре нашего любимого города. Неоднократно при посещении убеждался в актуальности этого фестиваля, это проявление свободы и креативности подхода к выбору участников и поддержки организаторами разножанрового кино.

По мнению Волчкова, фестивальное кино с авторскими фильмами не пользуется популярностью:

На фестиваль, где куча самодеятельного кино, люди мало ходят, но если они заметят, что появилось что-то любопытное, почти весь зал заполняется
разновозрастной аудиторией. Мы выражаем уникальное виденье, показывая свои фильмы, которые рассказывают нам друг о друге без слов. Обсуждаем просмотренные работы со зрителем и заряжаемся атмосферой объединения единомышленников, делящихся друг с другом своим опытом. Зритель чувствует наше откровение во время дискуссии на фестивале, щедро одаряет нас своими замечаниями и восхищением от выбранного нами пути в искусстве.

Тем не мене, фестивальные кино помогает продвигать культуру и показывать стране молодые таланты, которые полны энтузиазма и желание снимать новое российское кино:

Проведение подобного фестиваля сильно помогает для продвижения культуры в регионы, где кроме мейнстрима и тривиального кино можно увидеть более насыщенное, разностороннее кино, сделанное с душой.