Осенью этого года в общенственном пространстве России стала крайне популярна тема квадробинга.
В отношении них предлагалось принять ряд законодательных автов, ограничительных мер и иных способо воздействия, дискуссии о новом явлении среди подростков проводились на разных уровнях - от комментариев в социальных сетях до Госдумы. Хоть данный феномен и сошел на нет, но он в целом поднял проблему подростковых субкультур в России.
На эту тему корреспондент портала KazanOnline24 провел разговор с кандидатом социологических наук, доцентом Самарского университета Митрофановой Светланой Юрьевной, которая специализируется на проблемах детства и подростков.
Светлана Юрьевна рассказала, что в свете квадробинга предсказать возникновение субкультур в принципе невозможно, и подобные феномены должным образом обычно осмысляются уже после их возникновения:
Мы пытаемся объяснять те или иные события, когда они уже произошли. Но не слышала, чтобы кто-либо предсказал появление тех или иных субкультур, солидарностей, массовых увлечений заранее, до того, как они возникли. Субкультуры сначала появляются, а уже потом их пытаются осмыслить, искать те или иные предпосылки их возникновения. То есть знание, описывающее явление, оно всегда по времени отстает от самого явления, запаздывает по отношению к нему. Думаю, что некоторые увлечения в подростковой среде возникают как способ создать определенные моральные паники, привлечь внимание общественности, вызвать эмоции, и самое главное – заработать на этом. И квадроберы – это одно из таких явлений.
Светлана Юрьевна считает, что придавать излишнюю значимость квадробингу не имеет смысла, поскольку данная субкультура, как и многие другие современные течения, быстро затухают. По отсутствию каких-либо обсуждений квадроберов на данный момент можно сказать, что этот прогноз сбылся:
Если лично мое мнение – то я не понимаю его смысл, но проблематизировать в общественном дискурсе не стала бы, не вижу смысла, считаю, что и это тоже пройдет. В том обществе, в котором мы живем, поддерживать долго интерес к чему-то одному очень сложно и не выгодно, одно увлечение сменяется другим.
В осмыслении квадробинга социологи призывает обратить внимание на то, кто может получать выгоду от подобных увлечений подростков:
Скорее надо задавать вопрос: "а кому это может быть выгодно?" И вот тут на первый план выходят интересы производителей, рекламистов, маркетологов и т.п. Любая субкультура – это целая индустрия, огромные деньги. Потом, мы же понимаем, что сами дети и подростки не зарабатывают деньги в основной своей массе. Как работает этот механизм? Те, кто заинтересованы в соответствующих доходах (производители и все те, кто на них работают) начинают манипулировать детьми, подростками, изучая их психологические особенности, возрастные особенности, их запросы, что может вызвать интерес у них, чтобы дети в свою очередь манипулировали взрослыми, чтобы они им купили соответствующие «комплекты». Поэтому скорее могу представить одну из моделей объяснения этой ситуации, но предсказать или выделить закономерности вряд ли.