Исследование Ассоциации «Я — профессионал» показало, что 85% российских студентов уже пользуются нейросетями.
Большинство применяет их для поиска информации (77%), написания учебных работ (43%) и создания изображений или презентаций. Эксперты отмечают, что внедрение новых технологий проходит три этапа — от знакомства до регламентации, как когда-то было с системой «Антиплагиат».
Однако политолог Сергей Михеев видит в этом тревожный сигнал. По его словам, широкое использование ИИ студентами фактически приводит к тому, что они не учатся, а значит, не становятся специалистами.
«Получая дипломы, они не владеют профессией. Если журналист или юрист может “доучиться на практике”, то что делать инженерам, врачам или авиаконструкторам, которые доверили свои знания ИИ? Это путь в тупик — к деградации и имитации развития», — считает Михеев.
Он предупреждает: искусственный интеллект может быть помощником, но не заменой реальному знанию. «ИИ способен оптимизировать расчёты, но не способен изобрести двигатель или построить завод», — подчёркивает эксперт.
Михеев видит в цифровизации опасность обмана — создания иллюзии прогресса. «У нас делают ремонт, ставят компьютеры, внедряют ИИ, но качество медицины и образования не растёт. Мы создаём красивую картинку и рапортуем о достижениях, а внутри — стагнация и разделение общества», — говорит он.
Политолог считает, что для России, которая стремится к технологической независимости, подобная подмена реального развития внешним блеском особенно опасна.
«Если мы будем обманывать себя, подменяя смысл формой, то снова провалимся в яму. Нужно не симулировать прогресс, а честно создавать его», — заключил Михеев.