ИИ перестали считать методом сокращения расходов на зарплаты

Анна Сальникова Редактор новостной ленты

Совместное исследование «Яндекса» и «Яков и партнёры» показало, что лишь около трети российских компаний ожидают снижения фонда оплаты труда за счёт внедрения решений на базе искусственного интеллекта. Респонденты отмечают, что вместо оптимизации численности сотрудников компании чаще используют высвобождённое время для решения новых задач и развития бизнеса.

Наибольшего эффекта в снижении затрат на персонал ждут участники отраслей транспорта и логистики, FMCG (по 57%), химии и нефтехимии (50%). Наименее вероятным этот эффект считают в строительстве и недвижимости (12%), а также в e-commerce и здравоохранении (по 14%).

Эксперты оценили общий экономический вклад ИИ к 2030 году в 7,9–12,8 трлн рублей в год — до 5,5% прогнозируемого ВВП. Они отмечают, что экономический эффект формируют не только оптимизация расходов, но и рост выручки благодаря продуктовым инновациям, персонализации сервисов и улучшению бизнес-процессов.

В рамках исследования анализировались четыре ключевые технологии: генеративный ИИ, речевые технологии и NLP, компьютерное зрение и рекомендательные системы. Генеративный ИИ остаётся самой «молодой» технологией, но уже перешёл от экспериментального применения к массовому: в 2025 году его использовали 71% компаний хотя бы в одной функции.

Отмечается, что компании всё реже связывают внедрение генеративного ИИ с сокращением фонда оплаты труда: в 2025 году так считают лишь 12% участников опроса, тогда как год назад показатель достигал 49%.

Несмотря на глобальные прогнозы о возможном исчезновении миллионов рабочих мест, некоторые аналитические данные указывают на обратные тенденции. Отчёты, включая данные компании Visier, показывают, что всё больше организаций возвращают ранее уволенных сотрудников, что связывают с новым подходом к применению ИИ в процессах найма.

Основные выводы исследования:

  • Все крупные компании уже опробовали как минимум одну из технологий ИИ, а в среднем пилоты идут по 88% направлений.

  • Самыми продвинутыми отраслями стали IT, телеком и банки — там ИИ применяют 90–95% компаний.

  • Генеративный ИИ используется около года, NLP — 1,7 года, компьютерное зрение — 2,5 года, рекомендательные системы — почти 3 года.

  • Наибольшее распространение ИИ отмечено в маркетинге, продажах, клиентском сервисе и внутренней коммуникации.

  • Среди популярных сервисов у россиян лидируют: «Алиса AI» (14%), DeepSeek (9%), GigaChat (4%), ChatGPT (4%), Perplexity AI (1%).

  • Продвинутые отрасли тратят на внедрение ИИ до 17% годового IT-бюджета, что значительно выше среднерыночных 11%.

  • Эффект от внедрения ИИ в продвинутых секторах составляет 6,6% EBITDA против 2,4% в остальных отраслях.

По прогнозам авторов исследования, к 2030 году генеративный ИИ будет активно использовать уже более половины населения планеты. Эксперты считают, что влияние технологий на повседневную жизнь станет сопоставимым с тем, как когда-то интернет трансформировал мировую экономику.

Источник: РБК

Рекомендуем также:

  1. Неожиданный шаг крупнейших сервисов: Wildberries и Ozon объявили об отмене оплаты с 6 декабря