РОС из-за новой орбиты лишит Россию пусков космонавтов с собственной площадки

Анна Сальникова Редактор новостной ленты
С 2010-х годов в «Роскосмосе» утверждали, что б...

Wikimedia Commons

С 2010-х годов в «Роскосмосе» утверждали, что будущая Российская орбитальная станция сможет работать на полярной орбите, что откроет доступ к новым научным задачам. Однако после того, как в ноябре 2025 года Россия временно потеряла возможность запускать экипажи в космос, подход к выбору орбиты изменился. Теперь пуски с территории страны оказываются значительно сложнее.

Первый вице-премьер Денис Мантуров во время визита в Индию сообщил, что наклонение орбиты будущей РОС составит 51,6 градуса — как у МКС и планируемой индийской станции, но не как у китайской. Такое решение означает сохранение зависимости от Байконура, поскольку организовать пилотируемые запуски с российских космодромов при таком наклонении будет непросто.

Ранее, ещё три года назад, Дмитрий Рогозин говорил, что вместе с учёными уже определены основные параметры будущей станции и что выбранная орбита даст большой объём новых данных. Он подчёркивал, что именно высокоширотная орбита позволила бы выйти за рамки прежнего опыта российской пилотируемой космонавтики.

Летом и осенью 2025 года вероятность выбора полярной орбиты была высокой: для оценки «радиационных рисков» туда отправляли биоспутник «БИОН-М3». Но осеннее изменение позиции едва ли связано с научными результатами — радиационные характеристики полярных регионов известны ещё с ХХ века. Куда заметнее повлияла авария на Байконуре, которая лишила Россию возможности выводить людей в космос и показала важность орбиты, с которой при необходимости можно обеспечить помощь иностранными кораблями.

Однако отказ от полярной орбиты имеет и негативные последствия. Учёные, в частности академик Лев Зеленый, подчёркивали, что именно такая орбита наиболее полезна для исследований: она позволяет наблюдать всю территорию России и Арктику, а также проводить исследования в зоне полярных сияний, где многие процессы остаются малоизученными.

Есть и практические сложности. Чтобы запускать корабли на орбиту с наклонением 51,6 градуса с Восточного, потребуется новая система аварийного спасения: при срабатывании спасательной капсулы посадка может произойти в ледяных водах Охотского моря, а российские корабли традиционно не проектируют для приводнения. Спасательные работы в таких условиях потребовали бы ледоколов и специализированных судов, которых пока нет. Поэтому пока реалистичным вариантом остаётся только Байконур.

Фактически выбор наклонения в 51,6 градуса означает продолжение зависимости пилотируемой программы от казахстанского космодрома. С учётом событий, периодически происходящих в Казахстане, долгосрочность такой опоры остаётся под вопросом.

При этом о создании запасной площадки для пилотируемых запусков речи пока не идёт. Складывается впечатление, что от неё решили отказаться, что в случае новых аварий снова приведёт к обращению за помощью к иностранным партнёрам. Каких-либо разъяснений от «Роскосмоса» по этому поводу нет, и, судя по его прежней информационной политике, появятся они нескоро.

Источник: Naked Science

Рекомендуем также:

  1. Будут сиять сильнее остальных: названы три знака, для которых зима 2025–2026 станет особенной