Оставались под запретом 20 лет: за эти фильмы Сталин "расстрелял" режиссеров - удар по репутации

В период правления Иосифа Сталина в СССР цензура в сфере кинематографа была крайне жесткой. Хотя кино активно использовалось как инструмент идеологической пропаганды, далеко не все фильмы допускались к показу. Причины запретов были связаны как с несоответствием идеологическим установкам, так и с личным недовольством Сталина. Вот несколько примеров лент, которые не смогли выйти на экраны.

"Звезда" (6+) — героизм, который не одобрили

Военная драма о советских разведчиках, отправленных в тыл врага во времена Великой Отечественной войны, начиналась как патриотический фильм. Однако его финал вызвал недовольство властей. Разведчики, несмотря на свою жертву, погибают, передав информацию о позициях противника. Для цензоров такой "пессимистичный" финал был недопустим, так как он не соответствовал образу непобедимого советского героя. Из-за этого фильм не был допущен к показу при жизни Сталина.

"Кето и Котэ" (0+) — комедия, ставшая поводом для репрессий

Комедия по мотивам популярной грузинской пьесы "Ханума" была лёгкой и не затрагивала политических тем. Однако фильм так и не получил прокатного удостоверения. Причиной стал арест одного из режиссёров картины сразу после завершения съёмок. В условиях политических репрессий любое участие "неблагонадёжных" людей в проекте делало фильм неприемлемым для показа.

"Иван Грозный" (12+) — неугодный образ власти

Первая часть исторической драмы о правлении Ивана IV была одобрена Сталиным. Однако вторая часть, где царь показан как внутренне раздвоенный и психически нестабильный правитель, вызвала негативную реакцию. Лента затрагивала такие темы, как жестокость, предательство и личные сомнения Ивана Грозного. Этот образ не соответствовал каноническому представлению о "сильной власти" и мог создать нежелательные параллели. В результате фильм был запрещён к показу на многие годы.

"Свет над Россией" (12+) — неудачная попытка героизации

Фильм задумывался как масштабное повествование о строительстве социалистического государства, с акцентом на электрификацию страны. В центре сюжета — матрос, который пережил события Октябрьской революции и войны с фашизмом. Однако, несмотря на значительный идеологический потенциал, фильм многократно переделывался и так и не был допущен к показу при Сталине. Причины запрета остаются неясными, но возможно, он не был принят из-за недостаточного внимания к фигуре Сталина или недостоверности в интерпретации исторических событий.

Эти примеры показывают, как цензура и идеологические требования могли влиять на кинематограф, и как даже высококачественные фильмы, затрагивающие важные темы, могли оказаться под запретом из-за несоответствия политическим стандартам, пишет sevastopolmedia.ru.