Россияне стали больше экономить: рост расходов в магазинах упал до 6%

Темпы роста расходов россиян в магазинах значительно снизились — с 13–14% в январе до 6% к концу июля, сообщает исследование Совкомбанка, с которым ознакомились «Известия». По данным Банка России, в сентябре также выросла склонность граждан к сбережениям — теперь 56% опрошенных предпочитают откладывать свободные деньги, что стало максимумом с марта 2023 года.

Эксперты отмечают, что снижение потребительской активности привело к «переходному состоянию» в розничной торговле. За восемь месяцев 2025 года оборот ритейла вырос лишь на 2,2%, что в четыре раза меньше прошлогодних показателей. По словам председателя президиума АКОРТ Станислава Богданова, особенно сильно снизился спрос на непродовольственные товары — рост составил всего 2% против 12% в 2024 году. В продовольственном сегменте темпы увеличения также замедлились до 2% с 6–8% годом ранее.

Причинами экономии стали не только рост цен, но и изменения на рынке труда, подчеркнул генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, растёт число граждан с неполной занятостью, уменьшаются премии, что сокращает спонтанные покупки и расходы.

В то же время драйверами рынка остаются жёсткие дискаунтеры. Согласно отчётности X5 Group, выручка сети в январе–сентябре 2025 года выросла на 20% и достигла 3,4 трлн рублей. Наибольшие темпы роста показал дискаунтер «Чижик», увеличивший выручку почти вдвое — до 297 млрд рублей. Для сравнения, у «Пятёрочки» рост составил 17,1%, а у «Перекрёстка» — 9,1%.

У сети «Магнит» выручка за первое полугодие увеличилась на 14,7%, до 1,6 трлн рублей, при этом лучше всего показал себя формат «Дикси» (+15,7%). В O’KEY Group драйвером роста стали магазины «ДА!» (+11%), а у гипермаркетов динамика почти нулевая (+0,1%). «Лента» также показала прирост на 24,3%, до 513,9 млрд рублей, главным образом за счёт магазинов формата «у дома».

По прогнозам консалтинговой компании IBC Real Estate, по итогам 2025 года оборот розничной торговли в России вырастет на 7,6%, до 64,1 трлн рублей. Основными факторами роста станут региональная экспансия сетей, развитие хард-дискаунтеров и рост онлайн-продаж.