Дороги, которые не боятся зимы — находка ученых из Перми

ProKazan
Геосинтетические материалы, такие как геотекстиль и георешетки, широко используются в строительстве дорог уже более 30 лет. Они помогают улучшить устойчивость и долговечность дорожных конструкций, а также снизить затраты на строительство. Однако их характеристики при низких температурах до сих пор вызывали вопросы. Пермские ученые из Пермского политеха провели серию экспериментов, чтобы понять, как эти материалы ведут себя при многократных циклах замораживания и оттаивания. Статья опубликована в журнале Construction and Geotechnics.
Группа ученых исследовала четыре типа геосинтетиков, в том числе два вида тканого геотекстиля, нетканый геотекстиль и полипропиленовую георешетку. Образцы подвергали 30 циклам замораживания и оттаивания, что имитирует условия эксплуатации в регионах с суровыми зимами. Замораживание происходило при -18°C, а оттаивание — при +20°C. После каждого цикла проводились тесты на растяжение, чтобы определить, как изменились прочность и эластичность материалов.
Результаты показали, что большинство материалов не только сохраняют свои свойства, но и становятся прочнее после воздействия холода. Например, тканый геотекстиль (ТН 20) показал рост морозостойкости на 74,4%, а георешетка — на 11,8%. Нетканый геотекстиль также продемонстрировал повышение прочности на 12,5%. Все эти показатели значительно превышают минимально допустимую норму морозостойкости в 90%.
Однако не все материалы оказались такими же устойчивыми. Тканый геотекстиль TH 50, несмотря на высокие показатели, показал снижение морозостойкости до 81%, что делает его неподходящим для использования в условиях экстремально низких температур.
Эти исследования имеют важное значение для дорожного строительства в регионах с холодным климатом. Они подтверждают, что правильно выбранные морозостойкие геосинтетические материалы могут значительно улучшить качество дорог, увеличив их срок службы и снизив расходы на ремонт.
Таким образом, использование геосинтетических материалов, которые демонстрируют хорошую морозостойкость, является важным шагом для повышения безопасности и долговечности дорог в суровых климатических условиях.
Источник: Naked-Science.