Почему дети путаются в этих фразах: объяснение от учёных

Jupilu / Pixabay
Исследователи из НИУ ВШЭ изучили, как младшие школьники воспринимают сложные синтаксические конструкции, и выявили, какие фразы вызывают наибольшие трудности у детей. Эксперимент показал, что стратегии восприятия текста и сложных грамматических конструкций у детей формируются с возрастом, а переход к более зрелым механизмам понимания происходит к концу начальной школы.
В исследовании приняли участие 145 школьников 1–4 классов. Ученые попросили детей ответить на вопросы, касающиеся сложных предложений с разными грамматическими структурами, такими как сравнительные конструкции, описания пространства, временные зависимости и причастные обороты.
Результаты показали, что дети легко справляются с предложениями, где одно событие следует за другим, например: «Перед тем как папа вернулся домой, мама ушла в парк». В этих случаях их ответы не отличались от ответов взрослых. Однако более сложные конструкции, такие как «Михаил старше Николая, но младше Ефрема», вызывали у младших школьников трудности, особенно у первоклассников.
Особое внимание ученые уделили конструкциям с ранним и поздним закрытием, где нужно правильно интерпретировать, к какому существительному относится причастный оборот. В таких предложениях, как «В штаб доложили о командире солдата, исполнявшем приказ», дети младшего возраста часто ошибаются, приписывая действие солдату, в то время как взрослые чаще интерпретируют предложение в пользу раннего закрытия (связи с командиром).
Исследование показало, что восприятие таких конструкций у детей улучшалось с возрастом, и к 4 классу большинство детей начинают воспринимать фразы так же, как взрослые. Это открытие может быть полезным для разработки тестов, которые помогут логопедам и учителям оценить уровень понимания сложных синтаксических конструкций у школьников и вовремя корректировать возможные трудности.
Источник: Naked-Science.